Александр Леонтьев (1878-1936) – один из самых ярких представителей эмиграционной русской мысли начала XX века, бывший богослов, философ, писатель, литературный критик, идеолог русского крайнего правого фашизма. В то же время он является одним из самых контроверсиальных фигур российской интеллигенции, и его отношение к российской культуре и государственности до сих пор остается предметом споров и дискуссий в российском обществе. В данной статье мы подробнее рассмотрим, что же делает Александра Леонтьева ренегатом русской культуры и идеологии.
Основной причиной считается его идеологический переход от левой к правой политической ориентации. На рубеже XIX и XX веков Леонтьев был известен как литературный критик и исследователь религии, разъезжал по всей России со своими лекциями и журналистскими материалами. Он был социалистом, зачитывал лекции о марксизме и даже пытался найти в Новом Завете подтверждения социалистической идеи. Однако в начале 1920-х годов он обратился к теологии, сочинив ряд работ, в которых отстаивал православную веру. По мнению Леонтьева, кризис, который произошел на Руси в начале XX века, в значительной мере обусловлен отставанием религиозной культуры от ценностей европейской культуры, и поэтому Россия, возвращаясь к духовным корням, может спастись.
С течением времени, Леонтьев начал поддерживать национально-консервативный и крайне правый курс в российской истории и культуре, исходя из постулатов, которые были сформулированы такими людьми, как Ницше и Шпенглер. Он начал выступать против всего, что связывалось с Западом и социалистическими идеями, и стал призывать к созданию нечто похожего на "христианский фашизм". Он критиковал не только советскую власть, но и революционное движение в целом, предлагая альтернативу в виде оружия и национально-культурного единства.
Таким образом, переход Александра Леонтьева от левой к правой идеологии можно объяснить как его стремлением найти альтернативу кризису, который произошел на Руси в начале XX века. Он стал призывать к возвращении к православным традициям и национальным ценностям, отказавшись от универсальных идеологий, включая социализм. Вто же время, его призывы начали принимать формы крайне правых и националистических идей, что вызвало широкое осуждение как в России, так и за ее пределами.
Одним из самых ярких проявлений его нового мировоззрения явилось статья "О национальной идее" (1923), в которой Леонтьев предложил новое видение национальной идеи, объединяющей православную культуру, национальную идентичность и идеи национального государства. Он считал, что Россия может стать великой страной только в том случае, если она останется верна своим историческим традициям и откажется от западных идеологий. Это взгляды Леонтьева были признаны не только в России, но и за ее пределами, формируя новую идеологию – “русскый фашизм”.
Во время второй мировой войны эти идеи получили свое продолжение в лозунгах идеологии национал-социализма Германии, что привело к осуждению Леонтьева некоторыми современниками, которые увидели в нем предателя русской культуры.
Кроме того, Леонтьев также был крайне контроверсиальной личностью из-за своих взглядов на борьбу с рабством, равным правами и национальным меньшинствам. Он категорически не признавал идеи равноправия между народами, считая, что существует высший народ, который, как считал Леонтьев, олицетворяет русский национализм и православную веру. Он выступал против права нации на самоопределение и образование автономных республик, что вызвало широкое осуждение в российском обществе.
В результате, его взгляды считаются крайними даже в контексте правых и консервативных идей, что привело к тому, что большинство российских интеллектуалов рассматривают его как ренегата от русской культуры и традиций. Несмотря на это, он остается одним из самых известных мыслителей России XX века, который так или иначе повлиял на мышление будущих поколений российских интеллектуалов и политиков.