Седьмой век в истории человечества представляет собой период не только политических потрясений, но и внутренних противоречий, нередко усугублявшихся в форме глобальных восстаний. Это и стало причиной того, что 7 век называют бунташным.
Далее стоит рассмотреть несколько ключевых исторических событий и процессов, происходивших в мире именно в течение седьмого века.
Первым таким событием было Арабское завоевание Персидской империи в 633 году. Исламский экспансионизм, возглавленный Мухаммедом, привел к значительным территориальным приобретениям на Ближнем Востоке, уже в 634 году сообщества верующих заняли гигантский государственный аппарат империи Сасанидов, поставив под угрозу его существование. Этот процесс впоследствии привел к созданию двух крупных халифатов – Умейядского на территориях Арабского полуострова и того же, Сассанидского, на территории то, что сегодня называется Ираном.
Второе важное событие, формирующее общий бунташный характер этой эпохи, – возникновение и распространение ересей в христианском мире. В обществе римского Востока (Византии) бурлила духовная борьба, с активной локальной оппозицией к церкви и установленному курсу процесса унитаризации. Первое из протестующих сообществ возникло в Сирии, его представители получили название монофизитов, поскольку отвергали учение о двух натурах в Христе. Константинопольские богословы рассматривали эту идею как ересь и силами православной церкви на протяжении всего 7 века боролись с монофизитами. Однако этим не иссяк конфликт: вскоре появилась новая ересь, имевшая популярность на народном уровне – иконословие. Его сторонники противопоставляли себя православным христианам и осуждали использование икон в богослужениях.
Конфликты, раздирающие общество на части, не обошли и Китай. В 618 году новая императрица Ву Зэтянь взошла на трон и получила поддержку властных кругов. Однако многие люди простого происхождения из нее шли презрительно и открыто выражали недовольство. Сыграли свою роль и религиозные восстания: в 621 году в Китае мощный бунт потусторонних техников-буддистов, именовавших себя в терминах лотосных воинов, привел к установлению своеобразной церковной диктатуры, которая контролировала ежедневную жизнь китайского общества. Результатом этого восстания стало первое в истории Китайского государства разделение на северо-восточную Династию Цзинь и южную Династию Лиань.
Также в значительной степени бунтовным стал период правления лидеров кочевых племен в Средней Азии. В 626 году Туркестан был объединен под властью Гаокэра, который впоследствии вступил в военный конфликт с Китаем. В том же году Тангуты, славящиеся своей непокорностью, встали против тибетского владыки и стали независимыми.
В Европе, в период правления меровингов, также происходили внутренние восстания. В 639 году умер франкский король Дагоберт I, его наследовала дочь, которую отец ненавидел. Внутреннее противостояние в королевском доме привело к разделению государства на Невостаниемстмирующие мелкие регионы, в которых правили вассалы короны. К этому же времени приходится создание папской власти, ставшей впоследствии одним из главных инструментов сбора богатств и суверенных прав католической церкви.
Таким образом, весьма очевидно, что седьмой век действительно можно назвать бунташным. Разделение государства на регионы с вассалами, борьба с ересью, кочевнические конфликты, создание новых государств и установление новых паповской власти – все это стало основными причинами политических, социальных, и религиозных бунтов в период от 600 до 700 года. Это время считается знаковым: все те процессы, которые начались в это время, решительно изменили историю человечества, повлияв на судьбы многих народов и государств.