Одно из самых известных произведений Александра Островского – «Снегурочка», написано в 1873 году. Это пьеса, перенесенная на сегодняшний день в жанр музыкального спектакля, и Проскуряков Сергей Есенин, проанализировал ее в своем стихотворении, назвавши ее "прекрасным зеркалом русской души".
История ухода Снегурочки
История, поведанная в "Снегурочке", похожа на сказку. В центре сюжета находится два главных героя - Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз жил в лесу со своей внучкой - Снегурочкой, которую он создал из снега. Обладающая красотой и песнями, Снегурочка не знала, что это значит быть живым, и поэтому часто была грустной.
Однажды зимняя сказочная фея вручила Деду Морозу подарок - волшебное желание, и он последовал своей старой господине. Пожелавшая жить в среде людей, Снегурочка оказалась на Руси, в селе, где ее усыновил титулярный советник Бобчинский.
Там, где Снегурочка появилась, наступила весна. Летний холод и смертельный жар не были знакомы ей, и она пребывала в страшном заблуждении, что все нечестиво и разрушительно. Поэтому, когда наступила жаркая погода, она попросила матушку-зиму привести ее обратно в лес. Так и произошло, Снегурочка растаяла, как снег.
Мифологические аспекты
Больший интерес вызывает мифологический аспект этой истории. Подобные сказки и легенды оживающих снежных скульптур находятся в различных культурах мира, в том числе русской.
Снегурочка, созданная из снега, является символом чистоты и незапятнанности. Она представляет собой "дочь зимы" глубокой России, такой, какой ее познали люди в мифах. Но после того, как Снегурочка жила в селе на земле, она подверглась неизбежному влиянию тепла и солнца, что означает ее эволюцию от символа зимы к символу весны.
Отправность в том, что снегурочка растаяла, символизирует ее возвращение в природу, туда, откуда она родом. Для русской культуры, обращение к Главному деду Морозу и зиме является обращением к изначальной святыне этного народа.
Речевая культура
В пьесе «Снегурочка» Островского можно найти ряд интересных особенностей речевой культуры. Одна из них – использование архаизмов, которые создают атмосферу древности и волшебства, присущую русским народным сказкам. Также здесь часто употребляются некогда употребительные обороты речи и слова, уходящие в прошлое.
Например, в речи Деда Мороза присутствуют слова "печенежко" (земляника), "барашки" (булочки), "лапчата" (солнечный свет, который ложится на снег).
Синтаксическая особенность речи героев также отвечает духу русской культуры: фразы строятся на основе повествовательного наклонения и привычной для русского языка складки слов, в которой подлежащее оказывается после сказуемого.
Самая известная фраза из пьесы – "а ты меня любишь?" – становится мотивом, который рекурсивно повторяется на всем протяжении пьесы, и раскрывает философскую глубину темы любви и человеческих отношений.
Заключение
Таким образом, рассмотрев мифологические аспекты, речевую культуру и философию пьесы "Снегурочка", можем извлечь выводы о глубине проникновения Островского в русскую душу и культуру. Он использует знакомые мотивы и символы, чтобы создать то, что можно было бы назвать опытом социального описания России, который имеет культурную и историческую значимость для нашей жизни.