Алексей Толстой, автор известного романа «Петр Первый», одного из наиболее глубоких и перспективных исследований литературного творчества Льва Толстого и ряда других произведений, в том числе рассказа «40 мучеников Севастийских», возможно, предложил самое точное и простое объяснение этого загадочного имени:
«Как жаворонки над пашней бьют свои крылья о горящие лучи солнца, так и мученики, взмывая над тысячей голов защищенных мудростью мира, сверкают своим светлым примером, противопоставляя его их беззаботному наслаждению».
Это означает, что мученики, как и жаворонки, бьют свои крылья о горящие лучи солнца, потому что они отстаивают свои принципы и веру, несмотря на преследования и угрозы жизни. Они были готовы жертвовать своей жизнью ради своей веры и благочестия народа. В это время, когда многие люди ровным счетом ничего духовного не знают и не хотят знать, мученики напоминают о правде, добре и божественной справедливости.
«40 мучеников Севастийских» – это произведение, которое описывает исторически обоснованную легенду об императоре Декии, преследовавшем христиан, и о 40 мучениках, которые прожили в городе Севастии, на северо-западном побережье Крыма, и были схвачены римскими войсками. Их обессиленные и голодные тела были подвергнуты жестоким пыткам, и когда мучения слались воедино, взлетели все 40 мучеников в воздух, призываяся к Небесам.
Описанный Толстым образ жаворонков в данном случае, скорее всего, имеет символический характер. Жаворонки как бы противопоставляются безжизненной и пустой жизни людей, которые ничего не делают для защиты своей веры и духовных ценностей. В то же время мученики возвышаются над этими людьми, как жаворонки над пашней, и напоминают нам о ценности веры, которая должна быть защищена любой ценой.
Одиннадцать мучеников были заброшены в тюрьму, где выждали свою смерть. Оставшиеся два мученика прошли через донации, коих требовали имперейский закон, и были освобождены в результате неожиданных событий.
Четыре мученика были казнены на месте, другие были сброшены в море из слабо соединенного понтонного моста, но свет мучеников не погас. Все же одиниз мучеников оказался огромной силой в своих словах, которые были заключены на бумагу, и стали знамениты впоследствии как «Защита Евсевия».
Когда Декий отправил свои войска в Севастию, чтобы истребить всех ее христиан, люди скрывались, чтобы избежать преследований, но Евсевий говорил, что их религиозная свобода дороже жизни. В своей защите он взывал к логике и разуму, призывая к тому, чтобы люди выражали свои истинные мысли и чувства, а не проявляли страх и подчинялись тирании императора. Его слова также являются оправданием веры и ее свободы, и стали неотъемлемой частью народной культуры.
Почему именно жаворонки? Это слово имеет свою иронию в контексте истории мучеников Севастийских. Когда император Декий спросил у мучеников, почему они не клянутся по земле и не поклоняются его богам, они ответили, что такая практика совершенно неприемлема для христиан. Они объяснили, что почитание богов и грехопадение несовместимы с их верой, поскольку их бог не является простой и доступной вещью, а ифусит сложные идеи о духовном и сверхъестественном мире.
Таким образом, мученики, бья своими крыльями о горящие лучи солнца, своим примером, своим образом жизни, своей невероятной силой и мужеством, напомнили людям о ценности веры, которая не должна затухать. Все 40 мучеников Севастийских стали примером смелости и безответной любви к Богу для многих верующих и стали символом свободы духа и непреклонности в защите своих истинных убеждений.